Что делать с агрессивным ребенком? +

На детской площадке шумно. Мальчишки гоняют в футбол: кажется, азарт поглотил их с головой. Вдруг идиллию нарушает неприятный инцидент. Мальчик, разгневавшись на своего товарища, бросает в него огромным камнем и попадает в живот. На этом дебошир не останавливается: поняв, что никто из взрослых не заметил выходки, продолжает атаку…

Воспитателям, учителям и родителям приходится наблюдать множество таких сцен. Пресса и телевидение постоянно рассказывают о жутких случаях: старшеклассники опускали первоклашек головой в унитаз, девочки избили подругу и вырвали ей волосы… Нередко доходит и до убийств на почве ревности или вымогательства.

Исследования психологов и социологов показали, что за последние семь лет детская агрессия выросла в пять раз. Если сравнивать с бывшими детьми и подростками, которые давно перешагнули рубеж среднего возраста, их потомки агрессивные в десятки раз. И речь идет не только о мальчиках и девочках, воспитывающихся в асоциальных или неполных семьях: такое поведение присуще и детям из семей, которые внешне выглядят вполне благополучными.

По мнению психологов, основой детской агрессии являются две основные причины: одиночество и отсутствие семейной традиции.

Обычно чрезмерно агрессивные ребята хорошо одеты, хорошо накормлены, имеют все необходимые вещи, но недополучают родительского внимания.

Мама с папой не всегда осознают, что ребенок школьного возраста тоже хочет погулять с ними за руку, посетить цирк или музей. Нередко дети жалуются, что родители не разговаривают с ними откровенно, не читают сказок перед сном, не проводят вместе время. Все эти потребности гораздо важнее, чем материальные, и когда они не удовлетворяются, у ребенка накапливается много отрицательной энергии, которую он выливает на сверстников и учителей. Обделенные родительским теплом дети подвержены демонстративному поведению: не слушают учителей, нарушают дисциплину, восхищаются сомнительными субкультурами…

Не маловажна и роль школы, учителей, которые очень часто устраняются от воспитания детей. Если в советской школе за драки «прибивали гвоздями к стенке», то сегодня учителя заявляют, что не в их компетенции пресекать аморальное поведение учеников. И дело здесь не в моральном облике самих учителей или в их неправильной позиции.

Школе нужна другая программа организации воспитательного и учебного процесса, системы оплаты преподавателей и проч. К сожалению, из советской системы образования в современную школу перешли одни недостатки, а положительные наработки практически утеряны.

Обнадеживает то, что украинские законодатели наконец заговорили о реформе школы. Так депутат Киевсовета Олесь Довгий, который баллотируется в Верховную Раду, в своей предвыборной программе заявил о намерении вернуть в школы все то положительное, что было в школьном детстве его поколения, уменьшить последствия социального расслоения, которое делит детей на «бедных» и «богатых» и не в последнюю очередь провоцирует детскую агрессию.

Еще одна причина так называемое игнорирование функций института семьи. На сегодня семьи не придерживаются традиционного уклада. Это отражается и на воспитании детей. Если сын или дочь на много времени предоставлены сами себе, члены семьи отделены друг от друга, между ними нет психологической связи это рождает напряжение, выливающееся в атипичное поведение. Когда нет установленных правил и границ, ребенок начинает искать их самостоятельно в ожидании, пока его остановят.

Замечая агрессию в детском поведении, мама с папой наказывают потомков или пытаются объяснить, почему так делать нельзя. Никакие разговоры, нотации, а тем более телесное наказание не помогут. Преодолеть проблему может только пример родителей и спокойствие в семье. Психологический комфорт главное условие для воспитания морально-этических ценностей. Если дома каждый выполняет предназначенную ему природой роль, родители не ссорятся, существуют определенные традиции дети чувствуют себя уютно, негативная энергия не накапливается.

Многие объясняют рост детской жестокости современными мультиками, фильмами, компьютерными играми. На телеэкранах «добрые» герои бьют «плохих», пока хватает сил. Самые популярные игры обычно кровавые «стрелялки». Но далеко не все дети склонны к жестокости. Все, опять же, зависит от родителей. Если мальчик или девочка проводит больше времени за компьютером, телевизором, чем с родителями, он последует примеру виртуальных героев. Кто к ребенку благосклонен, уделяет больше внимания, а не просто читает нотации тот получает роль авторитета.

Не следует надеяться, что ребенок «перерастет» агрессию, внутренняя злость пройдет сама собой. Если эту негативную черту вовремя не искоренить она пустит в детской душе корни. Значительно труднее избавить от агрессии подростков: как правило, они имеют опыт безнаказанности за свои действия, ситуацию осложняет гормональный дисбаланс. В таких случаях понадобится не только положительный семейный опыт, но и коррекционная работа психологов, опытных педагогов.

Небольшая доза агрессии биологическое свойство каждого из нас: мир устроен так, что многое приходится завоевывать. Но если человек, а тем более ребенок, переходит дозволенную черту это свидетельствует о психологических проблемах.

К причинам агрессивного поведения следует отнести:

Усталость. У детей из неблагополучных семей разбалансированы нервные процессы: когда они устают возбуждение растет. Им пойдут на пользу теплый душ и дневной сон.

Негативная самооценка. Малыш убежден, что он грубый, злой, поэтому крайне болезненно реагирует даже на мягкую критику. Стоит осуждать не личность ребенка, а его конкретные поступки.

Страх. Если ребенок имел негативный опыт отношений с людьми, он может защищаться заранее, чтобы предотвратить ситуации, которые с ним уже случались.

Требование внимания. Дети, на которых мало обращают внимания, не получают достаточно любви. Для них важен любой знак внимания даже отрицательный.

Жажду власти. Малыши, которые научились выживать, нападая на сверстников и нарушая правила, вдруг осознают, что это приятно быть сильным, а значит, главным. Чтобы в чем-то убедить такого ребенка необходимо завоевать его авторитет. Для него важны справедливость и сила.

Родители должны уделять забиякам максимум внимания, основная задача научить чадо контролировать собственное поведение и добиваться желаемого другими путями.

agres rebenok.jpg

Оставить комментарий